В смятении, в прямом смысле этого слова

Максим Иванов опубликованно в Smuta, 9 апреля 2024 г., не обновлялось

Рефлексия на «Смуту»
Smuta game

«Over the piano was printed anotice: „Please do not shoot the pianist. He is doing his best“»

Есть выражение: Критикуя — предлагай . Мне оно нравится, оно спасает от необъективности в стороннем суждении. Вот и я в этой статье попытаюсь разобраться в происходящем, возможно, даже предложить свои решения. Косвенно ведь, но меня это тоже касается. Идею игры об истории Древней Руси я запостил аж за год до начала разработки их проекта. Я мог бы быть на их месте и огребать по полной за все те же самые косяки, что и студия из Сибири. Именно поэтому я не обошёл вниманием данный проект и сейчас сравниваю всё это с моими умозаключениями касательно своего нереализованного проекта, как показывает практика, слава богу, что нереализованного в сегодняшних реалиях.

Именно поэтому меня удивляет достаточно большой шквал критики в адрес проекта. Людям, играющим в игры, в подавляющем большинстве всё-таки неинтересна историческая реконструкция, либо их настолько бесит качество исполнения, что готовы с сравнять землёй все благие творческие начинания?

Frame from 'Ivan the Terrible'
Кадр из фильма "Иван Грозный" , драма Сергея Эйзенштейна (1944).
Очень странные совпадения однако...

Политическая составляющая проектов по истории

Только ленивый теперь не пишет об этом отечественном проекте родом из Сибири от потомственного сибиряка, как он сам о себе выразился в одном из интервью , — он это глава проекта. Об игре, которая в прямом смысле теперь сеет смутные сомнения. Та самая ситуация, когда не знаешь, во что теперь всё это выльется. По-настоящему ли теперь настанет что-то беспросветное, а может, это эдакий завуалированный намёк на грядущее для игроделов из одной географической области на планете, но, без сомнения, большого геополитического масштаба? К чему это я всё? — К тому, что здесь оголился очень тонкий момент, всегда и повсеместно острая тема, а именно результат влияния политики на деликатные творческие процессы.

Когда дело касается политики, а историю, как мы помним, пишут победители войн, которые начинались по политическим причинам, то искусству, как правило, в этой каше не место. Искусство любит уединение, а не армию. Одиночество в противовес толпе и общественному мнению. Поэтому, когда берёшься за подобное, надо быть чрезвычайно талантливым, чтобы вышло что-то дельное, иначе, как в большинстве случаев, произведения такого толка оставляют желать лучшего. Нужно мочь вписаться в жёсткие рамки повестки, чтобы толкование исторических событий в произведении было согласно общему политическому фону. Иначе зачем ты вообще такой нужен со своим художественным видением, если проект изначально заказывается для толпы, которой нужно управлять? Художнику необходимо чётко выполнить заказ согласно ожиданиям заказчика, при этом у него где-нибудь да останется место для творческого маневра, например, в побочных квестах. Это совсем не говорит о том, что выполнить такой заказ легко, напротив, очень сложно, если вообще получится выразить себя как художник и при этом вписаться в условия. Дальше, вдаваясь в политические детали, можно проследить некую цепь смыслов в духе «если..., то», о которой пойдёт речь.

В сегодняшнем противостоянии сложно представить, что лярды просто так валяются на дороге. Сложно представить, что сегодня основные держатели капитала просто так взяли и дали господину из Сибири на игрульку . Ох, если бы кое-кем не публиковались суммы, вложенные в игру, сколько же можно было избежать казусов и злонамеренных инсинуаций. Мы бы просто ничего не знали, и на этом точка. Теперь перехожу к самому душещипательному: сложно представить, что после такой неоднозначной реакции на проект, который должен объединять людей и радовать, что-то или во что-то будут вкладывать дальше.

Может сложиться или уже сложилась такая ситуация, когда установка сверху на создание интерактивного развлекательного продукта будет абсолютно или сугубо политически ориентирована, а общество, как мы видим на примере оной игры, не готово это поглощать. Точнее, готово, но с оговоркой. Потому что в игры в основном играют бездельники, люди творческие, ведущие чуть ли не богемный образ жизни, готовые сутками напролёт проходить очередного «Ведьмака» или «Призрака Цусимы». Они живут совершенно другой жизнью, в головах их совершенно отличная система ценностей от тех, которые ходят на работу и у которых банально нет столько свободного времени на какую-нибудь игру. Как раз-таки эти-то, другие люди сталкиваются с общественным мнением, смотрят центральные СМИ и т.д. и т.п., потому что у них на работе все смотрят и они должны! Здесь я касаюсь проблемы несоответствия целевой аудитории оного проекта, выраженного в малом количестве тех, кто его может хорошо оценить. Для кого эта игра? Для людей, которые и в игры-то не играют? Для людей неискушённых? Возможно. А для людей, которые вдоль и поперёк прошли The Witcher 3 «c ужасной боёвкой», — не думаю.

MW Conifer Forest Trees Biome
Создатели Смуты знают, что это. Особенно левел-дизайнеры

Реакция публики

И всё же меня удивляет достаточно сильная негативная реакция на проект со стороны аудитории. Даже в положительных отзывах люди пишут, что их многое не устраивает. Нет, честно. Показали бы какой-нибудь бабушке на улице, может быть, её бы всё устроило. Но большинство уже наигралось в другие проекты, многие видят, во что играют. Могут оценить.

У меня к игре множество вопросов, но сильнее формируется опасение из-за того, как на данном примере вылезает не только непонимание верхов вкусов и ориентации низов, но и глядя на какое-то новое, неподвластное пониманию фрагментирование социального ландшафта, целевой аудитории для игры, связанной с историей или с исторической реконструкцией. Тут впору и в самих себе уже запутаться. Именно поэтому я считаю для себя хорошо, что моё творение не пошло дальше прототипа, видеороликов и статей. Сейчас явно не время. Пускай всё успокоится. Я отношу себя больше к инди-разработчикам, к самозанятым, чем к людям, которые хотят пойти по стопам вышеупомянутого бизнесмена, «главного смутьяна», — кем он провидчески сам себя нарёк , смутных дел мастер... У меня складывается ощущение, что всё, вот теперь конец! Я не верю, что это пройдёт без последствий в отношении других студий, кому захотят отныне выделить грант и захотят ли вообще? Видно, что стороны друг друга не понимают. Публики разные. Непонимание всех и вся. Даже обычный пользователь не уверен в том, будет ли он восхищаться игрой по истории Отечества или нет.

Агрессивное меньшинство

Тогда я не мог понять, почему толпа «анимешников» взъелась на меня за, казалось бы, невинное желание сделать игру о Древней Руси?

Сегодня, глядя на результаты вышеупомянутого продукта, для меня кое-что прояснилось. Оказалось, причиной тому не банальная зависть. Нет, это практически полное безразличие к истории своей страны, а может, и ко всему Отечеству разом. Чего ещё другого можно было ожидать от взращённых плодами западной цивилизации инфантильных космополитов и прочих трансгуманистов? Надо понимать, что именно такие, как они, играют в игры, ведут блоги, разбираются в IT-технологиях и владеют ими лучше других. Их, может, и меньшинство, но они активны в Сети и, не побоюсь этого слова, агрессивны. Как ни крути, именно с их вкусами нужно считаться, когда делаешь игру с политической повесткой, при условии, что цель — понравиться и заработать деньги.

Мой проект

Со Смутой мой проект роднит не только посыл, но и общие ассеты, например, биом растительности MW Conifer Forest Trees Biome. MAWI United и вправду молодцы, что создали столь универсальный пакет биомов для Unreal Engine.

20240409_post

Скриншоты с моих первых прототипов от 2018-2020 гг.

Доспех в Action Role-playing Game "Diablo IV"

About project

WG Element

Блог о компьютерных играх. Core